Альтернативная формула любви

Дорога к счастью
(некоторые размышления о воспитании детей)

На главную страницу  На страницу "Рассказы и Эссе"

 

  

Основные цели воспитания ребенка

Самая фундаментальная, основополагающая цель воспитания ребенка очень проста: она состоит в том, чтобы и родители и ребенок- были счастливы всю жизнь. Следовательно, задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить ребенку счастливое детство и юность пока он (или она) живет вместе с родителями (примерно до достижения ребенком совершеннолетия в 18-летнем возрасте), а также подготовить его к счастливой самостоятельной жизни в этом сложном мире после того, как он покинет родительский дом и отправится в собственное плавание - прекрасное, радостное, интересное, доброе и счастливое. Счастье - в победе добра над злом внутри и вне ребенка - для этого родители и разрабатывают и претворяют в жизнь программу воспитания детей. Эта программа позволит родителям все время принимать правильные решения в отношении ребенка и научить его принимать правильные решения и делать правильный выбор в словах, мыслях и поступках по мере постепенного и неизбежного обретения им самостоятельности и независимости.

Очень важно постоянно иметь в виду, что "члены семьи" могут быть счастливы только вместе - взрослые и дети, что невозможно счастье одного за счет другого (или двух других). Я принципиальный противник как пренебрежения интересами ребенка ради карьеры или сомнительных удовольствий родителей (что весьма распространено как среди «новых русских», так и среди вполне благополучных европейцев), так и жертвенности родителей, отказа от собственного счастья и успеха ради детей (что часто встречается в малообеспеченных семьях). Обе крайности (хотя и весьма соблазнительны), приводят к катастрофическим последствиям и, следовательно, не только глубоко неправильны, но и преступны.

Что же необходимо для достижения счастья? Во-первых, необходимо привить ребенку прочную духовную, моральную и нравственную основу, состоящую из проверенных временем и практикой и, следовательно, истинных принципов, общечеловеческих ценностей, которые выработало человечество за трудную и сложную историю своего существования, принципов, взятых из основных мировых религий - христианства, иудаизма и буддизма (я не считаю ислам религией, для меня это скорее политическая идеология, направленная на создание и удержание господства над народами и территориями), а также современных новых направлений - New Age; философских систем - конфуцианства, западной, восточной и русской философии; оккультных наук (астрологии, нумерологии и других). Необходимо, чтобы эта система (в сочетании с интуицией и «шестым чувством», которые также необходимо развивать) позволяла ребенку в каждый момент времени четко понимать, что есть добро, а что - зло, что хорошо, а что плохо, какое решение и какой выбор являются правильными.

Эта основа позволит ребенку выработать собственную (и истинную) картину окружающего мира, сформулировать для себя сродителисл жизни и понять свое место и предназначение в ней, построить правильные взаимоотношения с собой, Богом, родными и близкими и окружающим миром в целом. Она станет внутренней основой для счастья ребенка, позволит ему принимать правильные решения, делать правильный выбор, успешно противостоять искушениям, угрозам и другим неблагоприятным воздействиям окружающего мира, приобрести то необыкновенное состояние внутреннего покоя и гармонии, наполненного движением ввысь и светом, которое и называется счастьем.

Кроме того, необходимо создать внешнюю благоприятную микросреду - теплый и уютный дом, наполненный мягкими, удобными, красивыми вещами, теплом, светом, добром, любовью, духовностью, нежностью и другими самыми лучшими качествами; любящую семью, круг друзей, родных и близких; выбрать наиболее подходящую школу и внешкольные занятия, создать наиболее гармоничный, разнообразный, светлый, яркий и наполненный стиль жизни. Необходимо, чтобы ребенку всегда хотелось быть в этом мире, стремиться к нему, вносить свой вклад (все более и более увеличивающийся по мере обретения им самостоятельности) в создание, укрепление и защиту этого мира. В этом мире должна быть создана атмосфера не только добра, любви, красоты, заботы и достатка, но и непоколебимой морали и нравственности.

Необходимо также «зажечь факел», искру Божию в ребенку, стремление к добру, свету, духовной и нравственной чистоте, созиданию добра, красоты, достатка, любви и справедливости, совершенствованию себя и окружающего мира, стремление любить и быть любимым, творить добро для себя, матери, отца,  родных и близких и окружающего мира в целом, интерес и любовь к жизни. Кроме того, необходимо воспитать отрицательное отношение и неприятие Зла во всех его формах, умение правильно распознавать, оценивать и противостоять соблазнам, искушениям и другим неблагоприятным воздействиям окружающего мира.

Для того, чтобы эта «искра Божия» находила свое воплощение в конкретных поступках, необходимо воспитать в ребенку силу воли и целеустремленность, дисциплину и настойчивость в достижении цели, умение не бояться сложных задач, а наоборот, смело принимать вызов и решать их (а впоследствии, и самому ставить себе такие задачи и с удовольствием решать их). Необходимо выработать в ребенку внутренние и внешние силу и мужество в каждый момент времени поступать «как должно», а не «как хочется», делать нравственно правильный выбор, а не поступать по принципу «какая конфетка вкуснее».

Особое внимание необходимо обратить на развитие в ребенку практических навыков (от правильного забивания гвоздей и мелкого домашнего ремонта до вождения автомобиля), которые помогут ему чувствовать себя уверенно в любой ситуации и пользоваться авторитетом и уважением среди сверстников и старших (что очень важно для мальчика и юноши). Необходимо также так построить обучение и воспитание ребенка, чтобы как можно раньше выявить его интересы, склонности и таланты к тем областям деятельности, которые станут его специальности, а также помочь ему добиться мастерства и признания в этих областях.

Необходимо, чтобы ребенок «с первой попытки» точно определил ту специальность, по которой он будет обучаться в университете и чтобы по окончании университета ребенок стал высококлассным и международно-признанным специалистом в своей области, имеющим полное право претендовать на высокую зарплату и уважение среди работодателей и коллег. Мой жизненный опыт показал, что профессиональная компетентность - лучшая гарантия успеха в карьере, удовлетворения и счастья на рабочем месте, а также защиты собственного достоинства и интересов от эксплуатации со стороны недобросовестных работодателей (что, увы, часто имеет место и в России, и за рубежом).

Необходимо также создать прочную материальную основу семейного мира, чтобы у ребенка и у родителей было все необходимое для счастливой жизни, развития и роста, чтобы и ребенок, и родители жили в красивой и удобной обстановке, дышали чистым и свежим воздухом, питались вкусными, полезными и красивыми продуктами, одевались в красивую и элегантную одежду, отдыхали в красивых и уютных местах и были окружены множеством красивых, уютных и приятных продуктов и услуг.

Твердая и непоколебимая система нравственных истин и ценностей, благоприятная микросреда, «искра Божия» внутри, прочные профессиональные и практические навыки, сила воли, дисциплина и целеустремленность не только создадут надежный фундамент для счастья ребенка, но и поставят непоколебиродителий заслон на пути зла и вредных воздействий окружающего мира.

Моя модель окружающего мира

Я  не буду скрывать, что в основе этой "программы воспитания ребенка" лежит определенная модель мира, которую я разработал на основе различных религиозных и философских систем и которая достаточно проверена мною на практике для того, чтобы я мог с уверенностью утверждать, что она достаточно адекватно описывает мир для того, чтобы мы с ее помощью могли объяснять, предсказывать и управлять окружающей средой.

Согласно этой модели, мир состоит из шести слоев - (1) магма, (2) металлы и минералы, (3) растения, (4) животные, (5) люди и (6) - сущности астрала (астрального мира). Так как астральный мир не имеет материальной формы, он называется «тонким». Слои с первого по четвертый относятся к «плотному» миру (хотя и имеют некоторые черты «тонкого», т.е. «душу»). В людях же (в пятом слое), который содержит черты и тонкого и плотного мира, тонкое преобладает над плотным. Причем, по мере духовного развития человечества в ходе человеческой истории влияние и значение тонкой составляющей человеческой Личности все более и более усиливается (в полном соответствии с Божьим Планом для человечества).

Божий План в отношении человечества и мира в целом состоит в создании идеального мира ("пятого слоя", Царства Божия и т.д. - это уж "кому как нравится") через окончательное формирование всех слоев (с первого по шестой). Бог как сущность существовал всегда; слои с первого по четвертый, а также шестой были созданы в процессе сотворения мира по схеме похожей на ту, которая описана в Библии. С пятым слоем все обстояло сложнее ибо его задача состояла в том, чтобы быть переходником между тонким и плотным слоями и, следовательно, в том, чтобы иметь ярко выраженные черты как плотного, так и тонкого мира. Поэтому создание пятого слоя еще не завершено и история человечества есть не что иное как процесс формирования пятого слоя из тонкой и плотной составляющих.

Согласно используемой мной модели, человек имеет не одно тело, а семь. Три нижних тела - физическое, эфирное и астральное даются человеку на одну инкарнацию и, следовательно, смертны. Функции каждого из тел - тема для отдельного разговора. Скажу только, что функционально эти тела аналогичны соответствующим телам животных. Умирание физического тела происходит через несколько минут после «наступления смерти» (т.н. биологическая смерть), эфирного - на седьмой день, а астрального - на сороковой (отсюда и традиции поминания - каждый раз соответствующего тела). При некоторых обстоятельствах невидимое эфирное и астральное тела «отказываются умирать», что приводит к появлению призраков и фантомов.

Четвертое тело - мутабельное - имеет как смертную, так и бессмертную составляющие и служит тем сародителим «мостиком» между тонким и плотным миром внутри человека (а также между его смертной и бессмертной составляющими). При зачатии человека именно через мутабельное тело происходит соединение бессмертных и смертных тел в единую Человеческую Личность. После смерти человека мутабельное тело расщепляется (подобно ракете-носителю); при этом три смертных тела (и часть мутабельного) распадаются («сгорают»), а три бессмертных переходят в астрал (шестой слой) т.е. «выходят на орбиту, на которой остаются до следующей инкарнации.

Три бессмертных тела - тоническое, стихийно-статическое и стабильно-трансцедентное - представляют собой бессмертную душу и соответствуют Святой Троице в христианской традиции - Отцу, Сыну и Святому Духу. Функции каждого из этих тел - опять-таки тема для отдельного разговора.

Люди были созданы в бестелесной форме (в виде трех бессмертных тел) «по образу и подобию Божьему» (в качестве мельчайших «капелек», сконденсированных из одной Всеобщей Сущности). В силу этого, человеческие души были (и остаются) бессмертными. Однако для строительства пятого слоя необходимо было присоединить к этим телам материальную составляющую, т.е. существо пятого слоя должно было быть построено из материала как тонкого, так и плотного мира (в данном случае, из материалов шестого и четвертого слоев).

С шестым слоем все было ясно; в качестве же наиболее подходящего материала четвертого слоя были выбраны представители одного из подвидов млекопитающих обезьян (которых позднее назовут человекообразными). Было создано четвертое тело-переходник, а затем состоялся массовый «спуск» прежде бестелесных людей в животные тела. В силу известных причин тела обезьян были настолько малоприятным жилищем для человеческих душ, что для последних это вполне могло оказаться «изгнанием из рая», отсюда и библейская история. Змей, скорее всего, либо вообще здесь ни причем, либо выполнял соответствующую Миссию Божию. Бедные Адам и Ева! Их так подставили…

В то время как человеческие души в астрале были абсолютно духовно чистыми (ибо были созданы по образу и подобию Божиему), человекообразные обезьяны были просто животными, следовательно, управлялись примитивными (и по большей частью отвратительными) животными инстинктами. А сообщество обезьян было просто… стадом. После вселения душ в тела обезьян животные инстинкты трансформировались, проникли через «переходник» мутабельного тела в тонкие тела - бессмертные человеческие души и заразили их тяжелыми, низкими энергиями. Так в мире возникло Зло и его многочисленные проявления.

При этом нужно отметить, что так как люди (человеческие сущности) были изначально созданы «по образу и подобию» в виде бессмертных, бестелесных и идеальных душ, то зло в человеческой природе является не изначальным и неотъемлемым, а привнесенным и временным качеством, которое постепенно исчезает как из человека, так и из общества и со временем исчезнет совсем по мере выполнения Божьего Плана в отношении человечества и построения идеального Общества Пятого Слоя. Изначальным, основным и вечным в человеке является добро, проистекающее из божественной основы и сущности человеческой личности.

Основной задачей каждого человека и человеческого общества (человечества в целом) в соответствии с Божьим планом является устранение зла (и всех его проявлений) как из каждого отдельного человека, так и человечества в целом и построение Пятого слоя состоящего из идеальных, гармонично развитых человеческих Личностей, живущих в идеальном обществе - Обществе Пятого Слоя (которое также можно без преувеличения назвать Обществом Всеобщего Счастья или просто Обществом Счастья). Упоминание о таком обществе можно встретить как в различных религиях (Царство Божие в христианстве, рай в исламе и т.д.), так и в философских и политических учениях (Утопия Томаса Мора, Город Солнца Томмазо Кампанеллы, коммунизм Маркса-Энгельса-Ленина и др.).

Таким образом каждый отдельный человек должен построить свой собственный храм в виде физического тела и трех других тел (если учитывать мутабельное тело), а также помочь другим людям (своему ближнему и дальнему окружению) построить их храмы. Кроме этого, каждый человек должен участвовать в совместной работе всех людей на Земле по построению Общества Пятого Слоя. В этой задаче мы все едины, вне зависимости от национальности, религии, материального и общественного положения и других критериев, которые используются для классификации людей в различные социальные группы. Поэтому каждому из нас необходимо помнить, что какими бы разными мы не были, нс всегда объединяет одна великая общая задача - построение Общества Счастья, в котором мы все так или иначе участвуем, вольно или невольно и вне зависимости от того, осознаем мы это или нет.

Следовательно, жизнь каждого человека и история человечества в целом - это не что иное, как постоянная борьба между добром и злом как внутри самого человека, так и вне его - в других людях и в обществе в целом (включая так называемые эгрегоры - коллективные души, о которых речь пойдет ниже). Эгрегором может быть компания (коммерческая структура), город (например, Москва), страна (например, Россия или США), организация (например, КПСС). Победа добра над злом неизбежна, вопрос лишь в том, как быстро будет достигнута эта победа и какова будет цена этой победы (выраженная в боли и страданиях, которые выпадут на долю людей). В силу божественного происхождения каждый человек изначально стремится к хорошему; к сожалению, это стремление слишком часто искажается «неблагоприобретенными животными инстинктами».

В справедливости этого тезиса (неизбежности победы добра над злом) можно легко убедиться, если посмотреть на то, как разительно отличаются (причем в лучшую сторону) как отдельные Личности, так и современное человеческое общество от отдельных людей и общества триста, сто и даже пятьдесят лет тому назад. Мировая война уже немыслима (и не только из-за наличия ядерного оружия), локальные войны удается либо предотвратить, либо быстро погасить; рухнули и нацизм и коммунизм и колониализм (ислам - следующий на очереди); смертная казнь отменена в десятках стран мира, исчезли многие страшные болезни и прочее. мы действительно становимся добрее, мудрее, лучше и прекраснее (как вместе, так и по отдельности).

Поэтому каждому из нас нужно быть очень внимательным в отношении своих слов, поступков и даже мыслей, ибо каждое слово, мысль и, тем более, поступок оказывают воздействие на нас самих и окружающий мир. Как говорит известная поговорка, «слово не воробей, вылетит - не поймаешь» (а тем более, поступок). Каждое слово, мысль, действие несет в мир либо добро, либо зло и всем родителям необходимо стремиться к тому, чтобы в результате каждого  нашего воздействия на окружающий мир и на себя в мире и внутри нас увеличивалось количество добра и уменьшалось количество зла. Очень важно также понимать, что зло не может быть побеждено злом; оно может быть только замещено, вытеснено добром.

Подобно тому как весь мир, по словам бывшего диктатора Панамы Мануэля Антонио Норьеги состоит [в основном] не из черного и белого, а из бесчисленных оттенков серого, так и наши слова, мысли и поступки редко бывают только черными или белыми, плохими или хорошими. Воздействия на окружающий мир могут быть идеально хорошими только в том случае, если они совершаются идеальными людьми в идеальном обществе (так и будет в Обществе Счастья). Однако, в силу несовершенства каждого из нас и общества в целом (все мы грешны), наши поступки всегда будут несовершенными. Даже самые благие намерения могут принести вред нам или окружающим либо в силу недостатка информации или опыта либо в силу того, что несовершенные наши близкие огут неправильно понять или воспринять наши намерения или поступки (что происходит чаще, чем нам хотелось бы).

Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы разность между добром и злом, приносимым в мир каждым нашим воздействием на него (словом, действием или мыслью)  была максимальной в пользу добра. А смысл всей нашей жизни состоит, вообще говоря, в том, чтобы в результате этой жизни каждый из нас принес бы в этот мир (включая самого себя) максимальное количество добра и минимальное количество зла. В этом случае наша жизнь будет являться оптимальной и при этом Общество Счастья будет построено в максимально короткий срок.

Однако наш мир столь сложен и многообразен, а человеческие возможности в каждый момент времени столь ограничены (из-за несовершенства физических и других «смертных» тел, приобретенных нами у животных), что для каждого из нас принципиально невозможно самостоятельно принимать и исполнять оптимальные решения (т.е. оптимизировать свои слова, родителисли и поступки). Максимальная оптимизация жизни требует Абсолютного Знания и Абсолютных Возможностей, а этими качествами обладает только Всеблагой, Всезнающий и Всемогущий Бог.

Поэтому мы можем оптимизировать свою жизнь (с точки зрения развития человечества в целом), только полностью подчинив себя Воле Божьей и, тем сародителим, превратившись в Рабов Божьих (Слуг Божьих или Солдат Божьих). Как известно, этого требует и христианство, и ислам, и иудаизм и, в некоторой степени, даже восточные религии и философские системы (буддизм, даосизм, конфуцианство и индуизм). Другими словами, для каждого из нас в каждой жизни (инкарнации), существует некая Миссия, Божий План для нашей жизни, который каждому из нас надлежит неукоснительно исполнять (хотя и совсем не обязательно понимать).

К сожалению, все это очень хорошо выглядит в теории (и в идеале), а при попытке практической реализации этого принципа возникают очень серьезные проблемы, ставящие под сомнение саму возможность (не говоря уже о целесообразности), этого пути.

Проблема состоит в том, что для практической реализации этого пути нужно (1) точно узнать Волю Божью в каждый момент времени, (2) суметь правильно и своевременно претворить ее в жизнь и (3) хотелось бы не очень повредить себе в процессе этого. Как известно, один из наиболее известных последователей этого пути оказался на кресте, а большинство его учеников также закончили свой жизненный путь мученической смертью, причем, в отличие от своего учителя, не воскресли из мертвых.

Даже радикально отвергающие Бога и «сверхъестественное» психологи начинают понемногу признавать, что в человеческом мышлении есть три составляющие - сознаниевнутренняя речь», рациональное мышление, осознание собственного «Я»), подсознание (которое так тщательно и подробно исследовали Фрейд и иже с ним) и сверхсознание (связь со Всевышним). Большинство людей большую часть своей жизни (некоторые психологи считают, что до 80% и более) управляются подсознанием, действуют иррационально, неэффективно и не оптимально.

Более «продвинутые» люди стремятся либо действовать 100% рационально, преодолевая сопротивление подсознания (что приводит к колоссальному перерасходу энергии и жизненных сил), либо «перепрограммировать» подсознание методом самовнушения, аутотренинга и медитации (которые не так давно стали называть модным словосочетанием «нейролингвистическое программирование» - НЛП), чтобы превратить подсознание из противника в союзника. Перепрограммирование подсознания, впрочем, также требует больших энергетических затрат. Кроме того, нужно очень хорошо себе представлять конечный результат и пути его достижения; в противном случае может легко «поехать крыша».

С точки зрения христианства и ему подобных религиозных систем, оптимальным является третий путь. Необходимо правильно "настроить" свое сознание (рациональное мышление) - путем изучения религиозной литературы (и, прежде всего, Библии) самостоятельно или в церкви под руководством священника и более опытных прихожан, а также подсознание - прежде всего, путем молитвы, чтобы получить возможность непосредственно воспринимать Волю Божию через сверхсознание, сознание и подсознание. Кроме того, необходимо научиться претворять Божию Волю в жизнь (опять-таки, самостоятельно или в церкви под руководством священника и более опытных прихожан).

Я глубоко убежден в том, что каждый из нас имеет все необходимое для непосредственного общения с Богом («каналы связи» со Всевышним), так что нам, вообще говоря, не нужны ни священник, ни церковь (именно поэтому я и являюсь убежденным противником ЛЮБОЙ организованной религии - от культов до католической или православной церкви). Просто у подавляющего большинства людей эти каналы забиты всякой ерундой и человек либо вообще не слышит Глас Божий (из-за «шума в каналах»), либо неправильно воспринимает его из-за многочисленных искажений. Необходимо прочистить эти каналы, и тогда Глас Божий будет звучать четко и громко. При этом если у человека достаточно сильна вера во Всевышнего (и, следовательно, в свой правоту при выполнении Воли Божьей), то практическое воплощение Воли Божьей в конкретные действия (каким бы серьезным не было бы задание) не составит большого труда. Ибо, как известно, «там где есть вера, есть и сила» и любое задание по плечу человеку, если его поддерживает в этом начинании Всемогущий Бог.

Все это было бы замечательно, если бы не одно «но». Очень редко бывает, чтобы интересы Бога совпадали с интересами конкретного человека (это имеет место, вообще говоря, только для гениев). Обычно Богу (вопреки тому, что говорится в отдельных местах Библии) глубоко наплевать на интересы каждого отдельного человека (так как, увы, мы живем в некотором роде "постхристианскую эру"). Бога интересует "глобальная оптимизация" - достижение Общества Счастья для всего человечества в целом  в максимально короткие сроки (которые, тем не менее, для каждого человека покрывают несколько инкарнаций). При этом то, что происходит с каждым отдельным человеком в пределах каждой инкарнации («жизни»), волнует Бога в гораздо меньшей степени.

Человека же, наоборот, гораздо больше волнует то, что произойдет с ним в течение данной жизни (инкарнации). Поэтому автоматически возникает противоречие между интересами человека (краткосрочными) и интересами Бога (долгосрочными). Каждый «тянет канат» в свою сторону - человек пытается оптимизировать свою текущую жизнь за счет долгосрочных интересов человечества (и в чем-то своих собственных), а Бог стремится оптимизировать весь процесс построения Общества Счастья за счет краткосрочных интересов каждого отдельного человека. В большинстве случаев (для подавляющего большинства людей) это противоречие так и остается неразрешенным и переходит из инкарнации в инкарнацию, но существуют две категории людей (и, соответственно, два Пути), которые это противоречие разрешают.

Человек отличается от большинства других сущностей верхних слоев (а также от животных, растений и других сущностей нижних слоев) тем, что он имеет Свободу Воли. Поэтому Бог не может принудить человека стать Рабом Божьим против воли человека. Человек должен сам принять решения подчинить свою Волю Божьему Промыслу (во имя высших, т.е. долгосрочных, интересов человеческого общества) и, тем самым, пожертвовать своими интересами, часто карьерой, материальными благами, любовью к существу противоположного пола, а иногда и жизнью ради высшей Цели - скорейшего построения Общего Счастья (чем-то напоминает моральный кодекс строителя коммунизма, не правда ли?). К совершению этого жертвоприношения призывают нас все основные религии (и, прежде всего, христианство).

А что если человек не хочет жертвовать своими благами, счастьем, карьерой, жизнью и т.д.? Что если он не хочет, ну просто не хочет выполнять свою Миссию в этой жизни? Что если он не против содействовать строительству Общества Счастья внутри и вне себя, но при этом хочет добиться вполне осязаемого успеха уже в этой жизни, опередив других, менее целеустремленных или расторопных? Что, если он не против быть союзником, партнером, в крайнем случае, наемником божьим, но категорически отказывается становиться Рабом или Слугой Божьим? Что если он хочет обладать значительной свободой и независимостью по отношению к Богу и окружающему миру?

Как ни странно, в этом случае у Бога нет никаких проблем - Он согласен позволить человеку идти по этому Пути (при выполнении ряда условий, естественно). В священном писании не зря сказано - «просите, и получите; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» Во-первых, человек должен доказать свое твердое намерение идти по этому Пути (иногда рискуя жизнью, карьерой, здоровьем и т.д.). Мне это пришлось делать в течение нескольких лет. Во вторых, человек должен достичь определенного уровня духовного, интеллектуального, эмоционального и профессионального развития (познать Истину). «И ты познаешь Истину и Истина освободит тебя" - Евангелие от Иоанна, 8:32. Кстати, по иронии судьбы, именно эта фраза высечена на воротах штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния... 

В третьих, человек должен взять на себя (и выполнять!) обязательство последовательно и искренне стремиться к совершенствованию себя и окружающего мира (цели и средства их достижения должны быть добрыми, честными и благородными). В четвертых, человек должен признать верховенство Воли Божьей и «право вето» Бога по отношению к поступкам человека. Последнее требование, надо сказать, больше в интересах человека, чем Бога, ибо Бог использует его для защиты человека и мира от ошибок и непродуманных действий человека. Выполнив эти условия и доказав свою способность идти своим путем, человек становится Союзником Божьим и обретает долгожданную свободу и независимость (а также поддержку Божию в достижении своих целей).

Основные принципы и постулаты воспитания ребенка

Как я уже говорил раньше, целю воспитания ребенка является его счастье - счастливое детство, счастливая юность, счастливая зрелость, счастливая жизнь. Счастье предполагает гармонию - гармоничные отношения с самим собой (или внутри себя), с Богом, с окружающим миром и прежде всего с людьми - со своей семьей (сначала с родителями, а затем уже с той семьей, которую он сам создаст), ближними и дальними родственниками , друзьями, одноклассниками (а затем - с однокурсниками и коллегами), знакомыми, любимыми и т.д.

Поэтому достижение счастья требует решения трех основных задач, которые необходимо решать параллельно  - (1) формирование гармоничного внутреннего мира ребенка, (2) поиск и формирование благоприятной внешней среды и (3) воспитание в ребенке правильного поведения в окружающей среде (умения создать и поддерживать гармонию с окружающей средой).

Известно, что как человеческая личность, так и окружающая среда содержит в себе как добро, так и зло; поэтому формирование внутреннего и внешнего мира ребенка требует постоянной поддержки и укрепления Добра (во всех его проявлениях) внутри и вне ребенка и вычищения, вытеснения Зла (опять-таки во всех его проявлениях). Поэтому воспитание ребенка подобно выращиванию прекрасного сада Счастья - оно требует постоянного, ежедневного и неустанного выпалывания сорняков Зла и внимательного, тщательного выращивания прекрасных цветков Добра.

Хотя, с одной стороны, в силу божественной сущности Человека, человеческой личности более естественно стремиться к Добру и избегать Зла, современное состояния российского эгрегора и кармы душ, воплотившихся в плотные тела граждан России таково, что победа Добра над Злом в рамках данной инкарнации ребенка требует постоянной и неустанной работы. Силы зла еще слишком сильны и пока еще падать вниз (в область темных, тяжелых энергий Зла) гораздо легче, чем подниматься вверх, к светлым и легки энергиям Добра. Говоря словами Сент-Экзюпери, пока еще «зло растет само, а доброту нужно выращивать».

Среди нас весьма распространены две крайности: одни считают, что дети вырастут «хорошими» сами по себе, «как крапива у забора», другие, наоборот, считают, что, как ни старайся, а если у ребенка есть дурные наклонности то «это в генах» и это не победишь. Истина же состоит в том, что победа добра над злом внутри и вокруг ребенка неизбежна, но лишь в том случае, если родители приложат к этому максимум усилий. При этом не следует забывать, что в ребенке уже заложена определенная программа совершенствования в данной жизни (в данной инкарнации); поэтому родителям необходимо как можно раньше определить, понять, «почувствовать» эту программу и действовать в максимальном соответствии с ней. Вообще говоря, мы не столько учим ребенка, сколько помогаем ему научиться, познать себя и окружающий мир; не столько воспитываем его, сколько помогаем ему воспитать и совершенствовать себя.

Человеческая личность устроена так, что более чем на 80% наши поступки управляются подсознанием, которое является сложной программируемой структурой. Следовательно, основными задачами воспитания ребенка являются (1) формирование некоторого базового набора знаний, навыков и стереотипов поведения в соответствующих обстоятельствах (scripts) и (2) запуск механизма постоянного поддержания и совершенствования гармонии внутри и вне ребенка. Таким образом, ребенок - это и сосуд, который нужно наполнить (точнее, "запрограммировать") и факел, который нужно зажечь. Известно, что «посеешь привычку, пожнешь характер; посеешь характер, пожнешь судьбу». Поэтому родителям необходимо посеять правильные привычки в ребенке (выполов все сорняки, которые по тем или иным причинам уже проросли в его характере).

Одним из важнейших понятий той модели мира, которой я пользуюсь, является понятие колеи. Колея (или Путь). Колея - это тот жизненный путь, который проходит человек, «не перерабатывая и не переутомляясь», т.е. не прилагая усилий, превышающих определенный уровень комфорта (который легче почувствовать, чем объяснить). Двигаясь по колее (и смирившись с этим движением), человек находится под управлением так называемого «закона легкости» (Law of Effortlessness), при котором все, к чему человек стремится (в рамках данной колеи) получается как бы само по себе, без приложения существенных усилий.

У разных людей колея формируется по-разному: у гениев (Моцарт, Роберт Фишер) очень рано; но обычно она формируется к 22-23 годам (когда человек заканчивает университет, институт или колледж). Хотя формирование колеи зависит и от самого человека, всё же основную роль играют семья и общество (и прежде всего, школа и институт). Приложив значительные усилия, человек может впоследствии сменить колею, но это обходится очень дорого - на это уходят годы (а зачастую и значительные материальные средства). Поэтому лучше сразу попасть в подходящую колею.

С точки зрения «теории колеи» счастье состоит в том, чтобы попасть в ту колею, в которой (1) в каждый момент времени желаемое примерно соответствует действительному и (2) движение «вперед и вверх» по колее примерно соответствует росту потребностей и желаний человека а также происходит в наиболее приемлемом для данного человека темпе. Полезно также, чтобы колея примерно соответствовала принятым в данном обществе критериям благополучия и успеха. Обычно именно в оптимальной колее получает максимальное и сбалансированное, равновесное развитие творческий потенциал человеческой Личности.

Следовательно, задача родителей состоит в том, чтобы (1) помочь ребенку попасть в комфортабельную колею и (2) научить его уютно жить в этой колее. На сегодняшний день наиболее оптимальной мне представляется колея, соответствующая образу жизни и мыслей американского среднего класса (т.н. «американская мечта»). Предварительно колея должна быть сформирована к 18 годам (т.е. к моменту окончания ребенком общеобразовательной школы) а окончательно - к 22-23 годам (к моменту окончания ребенком университета, желательно, американского).

При всей своей кажущейся сложности, эта цель (обеспечение попадания ребенка в оптимальную колею), вполне достижима (хотя и потребует приложения существенных усилий). Вопреки тому, «чему нас учили в школе» (да и в институте), идея и сознание первичны, а материя и «реальность» - вторичны. Так как тонкие тела (включая рациональное родителишление) расположены выше плотных, то сформированная в тонких телах цель (образ, видение будущего) с успехом может быть претворено в жизнь на уровне более плотных тел.

Поэтому истина состоит в том, что все, что человеческий разум способен сформулировать и во что человек верит, он может осуществить (whatever human mind can conceive and believe. It can achieve). Как говорит Жакли Сьюзан в своем романе Долина Кукол (одном из лучших произведений о шоу-бизнесе), «взобраться на Эверест не так уж и сложно, нужно лишь не торопиться, никогда не оглядываться назад и никогда не отрывать глаз от вершины» - you just take one step at a time, never look back and always keep your eyes glued to the top.

Как многие дети, ребенок обладает неуемной энергией, которая может быть направлена как на Добро, так и на Зло, как на созидание, так и на разрушение, как на подъем вверх, так и на падение вниз. К сожалению, многие родители, не обладающие необходимыми знаниями и навыками в воспитании детей, либо пускают эту энергию на самотек по принципу «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало», либо пытаются подавить эту энергию, загнать ее в жестких рамки собственных представлений о том, «как нужно себя вести». И тот, и другой подход способны привести к катастрофическим последствиям.

Истина же состоит в том, что необходимо превратить эту энергию в своего союзника в борьбе со Злом; умело направить ее в то русло, которое позволит максимально развить Добро и вытеснить Зло как внутри ребенка, так и вокруг него (а также попасть в наиболее оптимальную колею).

Очень важным открытием, способным радикально изменить жизнь каждого человека, является так называемый «принцип Парето». Согласно этому принципу, 20% человеческих действий приносят 80% результатов; остальные 80% действий приносят лишь 20% результатов. Получается, что в течение 20% своего времени родители работаем в 8 раз производительней, чем в течение оставшихся 80%! Простой арифметический расчет показывает, что если родители сосредоточимся на наиболее эффективных действиях так, чтобы 80% (а не 20%) времени работать с максимальной эффективностью, то эффективность нашей жизни повысится в 3.5 раза!

В отношении детства и детей существует ряд распространенных заблуждений. Первое из них состоит в том, что у детей очень много времени по сравнению со взрослыми и поэтому они могут расходовать его гораздо свободнее, чем взрослые. Это далеко не так; на самом деле у детей гораздо меньше времени, чем у взрослых, ибо детям нужно приобрести и освоить просто-таки огромное количество знаний и навыков по сравнению со взрослыми. Поэтому каждая минута времени ребенка (как, впрочем, и взрослого) дорога и невосполнима.

Второе заблуждение состоит в том, что самое лучшее детство - беззаботное и самое приятное и естественное времяпровождение для ребенка - это «просто» игры. На самом деле, самая фундаментальная программа, заложенная в каждом ребенке (как и во всяком человеке, вне зависимости от возраста) - это программа развития и совершенствования.

К сожалению, как правило, эта программа заблокирована неправильными представлениями и действиями родителей, школы и других элементов окружающей среды, что приводит к катастрофическим потерям времени и, как следствие, к неудачам в попытках построить счастливую жизнь. Поэтому важнейшей задачей воспитания ребенка является именно запуск этой програмродители самосовершенствования (и, следовательно, «факел, который нужно зажечь» важнее, чем «сосуд, который нужно наполнить»).

В отличие от еще одного распространенного заблуждения, счастье и радость состоят не в праздности, а  в постоянном движении вперед по оптимальной траектории («колее») - не слишком быстрой и не слишком медленной; не слишком крутой и не слишком пологой. Поэтому 100% времени ребенок должен развиваться в направлении укрепления и увеличения Добра и вытеснения Зла. Наивысшей радостью является радость познания, созидания, творения, изменения к лучшему как себя, так и окружающего мира. Хотим того родители или нет, внутри и вне ребенка идет постоянная борьба между Добром и Злом и «места, не занятые родителями (т.е. Добром), немедленно займет наш враг (т.е. Зло)».

Качества

Добро и Зло в жизни проявляют себя в виде определенных качеств (чувств, эмоций, свойств и т.д.). Есть качества чистые (т.е. строго добрые или строго злые при любых обстоятельствах) и смешанные (которые могут являться добрыми или злыми в зависимости от обстоятельств). Поэтому реальный мир состоит из черного и белого, но, в основном, из бесчисленных оттенков серого. А задача воспитания состоит в максимальном поощрении и развитии положительных качеств, вытеснении отрицательных и очищении промежуточных от влияния отрицательных. Примерная таблица качеств приведена ниже.

 

Положительные Качества *

Отрицательные Качества

Промежуточные качества

 

Любовь

Терпимость

Ярость

Нежность

Упорство

Ненависть

Верность

Целеустремленность

Зависть

Добро

Жалость

Гнев

Ласка

Гордость

Злость

Забота

Терпение

Садизм

Внимание

Мягкость

Мазохизм

Радость

Твердость

Алчность

Тепло

Красота

Жадность

Уважение

Открытость

Уныние

Сочувствие

Желание

Самоуверенность

Сопереживание

Осторожность

Пессимизм

Оптимизм

Созидание

Депрессия

Уверенность в себе

Разрушение

Блуд

Духовность

Умеренность

Безразличие

Одухотворенность

Свобода

Уродство

Аккуратность

Независимость

Замкнутость

Уют

Стремление к совершенству

Трусость

Комфорт

Сила (физическая и психологическая)

Страх

Стремление к познанию

Творчество

Ревность

Безопасность

Скромность

Болезни

Защищенность

 

Боль

Равноправие

 

Страдания

Верность

 

Эксплуатация

Дружба

 

 

Товарищество

 

 

Братство

 

 

Здоровье

 

 

«Правила игры»

Прежде всего, родителям необходимо установить и постоянно поддерживать определенные «правила игры» (а точнее, правила жизни) в семье, обязательные для всех ее членов. ребенок должен знать, в чем состоят его права и обязанности, а также права и обязанности других членов семьи (а также и других людей в нашем ближайшем окружении). Он должен четко знать, что есть вещи (слова и поступки), которые нужно совершать всегда («белое»); слова и поступки, которые недопустимы ни при каких обстоятельствах («черное»), а также слова и поступки, которые допустимы в одних обстоятельствах и недопустимое в других («серое»).

Кроме того, необходимо утвердить в сознание ребенка понимание того, что поступать тем или иным образом необходимо не для того, чтобы кому-либо понравиться, не для того, чтобы «получить конфетку», не потому, что так выгодно, а потому, что так должно, потому, что так правильно, потому, что так надлежит поступать. Необходимо приучить ребенка поступать по совести и чести, «жить не по лжи», а «выгода» (в широком смысле слова), придет сама (в виде воздаяния Божия за праведный образ жизни, мыслей и поведения). Важно приучить ребенка поступать не в соответствии с сиюминутными желаниями («делать только что и как я хочу»), а руководствоваться общепринятыми правилами и нормами поведения, моральными и нравственными принципами и убеждениями, а также долгосрочными планам и целями.

Еще одна очень важная задача нравственного воспитания ребенка состоит в том, чтобы приучить его думать не только о себе, т.е. принимать решения и совершать поступки с учетом мнения и нужд других людей; выработать в нем способность любить, сочувствовать и сострадать другим людям; желание и стремление делать добро окружающим людям; получать удовольствие от того, что кому-то другому хорошо от его слов и поступков. Необходимо научить ребенка не только принимать, но и дарить любовь; делиться своими благами - материальными и нематериальными - с людьми вокруг него.

Очень важно также выработать в ребенку дисциплину и настойчивость в достижении поставленных достойных целей, умение преодолевать препятствия и себя; если нужно, делать «через не могу» то, что должно быть сделано. Мой жизненный опыт окончательно убедил меня в том, что в жизни значение имеют только достойные цели, а также желание и целеустремленность в их достижении; все остальное придет как бы само «по ходу дела».

При этом важно научить ребенка согласовывать свои цели, желания и стремления с целями, желаниями и стремлениями других людей, уметь гармонично жить в коллективе - маленьком и большом, занимать и отстаивать свое место в коллективе в соответствии со своими способностями, знаниями и опытом, помогать другим в осуществлении их целей, быть лидером или последователем, в зависимости от ситуации. Очень важно также выработать в ребенке умение сотрудничать с другими членами коллектива, «нести свою ношу» для достижения общих целей, руководить младшими по «званию»и «положению» и подчиняться старшим в соответствии с законами данного коллектива и человеческого общества.

Принципы и моральные ценности

Подобно тому, как нельзя построить дом на песке, без прочного фундамента, нельзя построить человеческое счастье, не имея прочной духовно-нравственной основы. Не имея такого фундамента, человек «идет вразнос», что приводит к разрушению человеческой личности. Поэтому необходимо, чтобы ребенок твердо знал, что необходимо делать всегда, что нельзя делать никогда, а что иногда можно делать, а иногда - нет, в зависимости от обстоятельств и ситуации.

На эмоциональном уровне этот фундамент реализуется через моральный кодекс или кодекс чести, который определяет, как человек должен поступать (или не поступать) в каждой конкретной ситуации. Нужно постоянно культивировать в ребенке порядочность и добиваться того, чтобы он сам развивал в себе честность и порядочность (внутреннюю нравственную чистоту), а также чувство справедливости, т.е. какое слово, поступок или решение является в данной ситуации наиболее справедливым.

Очень важно, чтобы ребенок знал, что есть универсальные человеческие ценности, не зависящие ни от национальности, ни от религии, ни от чего другого, что есть добро и есть зло, что есть праведные и неправедные, правильные и неправильные, хорошие и плохие слова и поступки, что в этой жизни всегда нужно быть на стороне добра и бороться против зла.

Главным жизненным принципом ребенка (так же, как и каждого из родителей) должно быть стремление творить добро каждым своим действием, словом и даже мыслью. Прежде чем сделать или сказать что-либо, ребенок должен задать себе вопрос, является ли этот поступок или слово добрым, будет ли ему или другим от этого хорошо и насколько хорошо. Так как на стороне Добра - всемогущий и вселюбящий Бог, то нужно всегда помнить, что добродетель всегда будет вознаграждена и сделанное человеком добро вернется к нему и воздастся сторицей.

Необходимо также, чтобы творение добра (или, по крайней мере, существенной его части) осуществлялось на бескорыстной, безусловной основе. Нужно, чтобы ребенку приносило удовольствие и радость не ожидание вознаграждения (материального или нематериального) за сделанное добро, а само по себе творение добра, сознание того, что своими словами и поступками ребенок доставил удовольствие, радость окружающим людям (особенно самым близким).

При этом помощь и добро должны быть максимально конкретными и эффективными - необходимо адекватно оценивать ситуацию и воспринимать состояние и потребности других с тем, чтобы делать окружающим именно то, что является добром для них, а не то, что кажется добром в глазах ребенка. Как и в других случаях, добро должно быть истинным, т.е. опираться на истину и объективную реальность, а не на собственное представление о мире. Стремление делать добро предполагает стремление устанавливать, ценить и поддерживать теплые, добрые, хорошие и любящие отношения с людьми.

Не менее важным жизненным принципом является творчество, творческое созидание, способность создавать нечто новое, полезное и прекрасное , обогащая при этом как себя, так и окружающий мир, внося тем самым свою лепту в преобразование мира и населяющих его людей к лучшему. Способность к творчеству подразумевает всемерное открытие, воспитание и развитие способности воспринимать прекрасное, прикасаться к высшим духовным ценностям, воплощенным лучшими представителями человечества (отечественными и зарубежными) в произведениях живописи, скульптуры, прикладного искусства, архитектуры, литературы (прозы, поэзии и др.), театра (драматургии, оперы и балеты), кинематографии (художественной и документальной), телевизионных передачи, технического творчества, научных открытий.

Самое лучшее определение искусства, которое мне доводилось встречать, состоит в следующем: «Искусство - это язык для передачи высших духовных ценностей, мост между душами людей».

Успешное творение добра подразумевает следование другому важнейшему принципу - принципу постоянного развития, поддержания способности любить, включая все виды любви - любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине, безусловную христианскую Любовь ко всему сущему, любовь к своим родителям и родственникам, к своим друзьям, к своей стране (России и другой стране - стране проживания, если это разные страны), любовь к своему городу и «микрорайону»  (community or neighborhood), к природе, произведениям искусства и другим творениях рук человеческих.

Так как «только любовь порождает жизнь», любовь должна стать основной побудительной, движущей силой для ребенка. Нужно, чтобы ребенок стремился постоянно учиться любви к окружающему миру, постоянно развивал свое умение отдавать и получать, дарить свою любовь другим людям разделять свою любовь с другими: for love is not meant to be given. It is not meant to be taken, it is meant to be shared. Нужно, чтобы ребенок постоянно развивал в себе душевную чистоту, нежность, отзывчивость и чуткость своего сердца, способность сочувствовать и сопереживать другим людям, стремился к внутренней духовной и эмоциональной чистоте, без которой невозможно истинное счастье (включая счастье в любви).

Не менее важным жизненным принципом, непосредственно следующим из первого, является стремление всячески избегать зла в своих словах, мыслях и поступках. Прежде чем сделать или сказать что-либо, ребенок должен задать себе вопрос, не причинит ли этот поступок или слово вреда ему или кому-либо другому и если да, то так поступать или говорить не следует. Основной принцип клятвы Гиппократа - «прежде всего, не вредить», должен стать основополагающим принципом жизни ребенка.

Более того, необходимо активно препятствовать злу; предотвращать злые поступки других людей, перекрывать и не давать дорогу злу (разумеется, в меру имеющихся сил и возможностей). Кроме того, нужно всегда иметь в виду, что в соответствии с Законом Кармы (1) причиняя зло другим, причиняешь его себе ибо зло, как бумеранг, возвращается обратно, причиняя вред человеку, сотворившему зло и (2) за зло обязательно придется отвечать, если не перед людьми, то перед Богом обязательно.

Одним из важнейших принципов жизни является принцип личной свободы и независимости - воплощается постепенно, по мере взросления ребенка. Процесс взросления ребенка - это процесс постепенного расширения ребенком границ своей свободы и ответственности, повышение его роли в принятии и исполнении касающихся его решений, постоянного обретения все новой и новой свободы и независимости до тех пор, когда по достижении совершеннолетия в 18 лет и по мере обретения финансовой независимости от родителей после окончания университета в 22-23 года человек обретает окончательную независимость и, следовательно, всю полноту ответственности за свою жизнь. Основной задачей воспитания и является наилучшая из возможных подготовка ребенка к вступлению в самостоятельную жизнь с тем, чтобы счастливое детство и юность максимально плавно перешли в счастливую молодость и зрелость.

Необходимо, чтобы ребенок всегда помнил, что никогда и ни за какие блага нельзя продавать себя, нельзя идти против себя, против своей совести, поступать вопреки своим убеждениям, изменять своим убеждениям для достижения каких-либо материальных благ. Необходимо постоянно помнить о том, что личная свобода, свобода жить в согласии с собой и своими убеждениями является высшей ценностью для взрослого, совершеннолетнего человека; что, утратив личную свободу, человек перестает быть собой, перестает быть Личностью, а жизнь превращается в жалкое прозябание, жалкое существование.

Девизом для каждого достигшего совершеннолетия человека должны стать те же самые слова, которые являются и моим девизом (точнее, одним из моих девизов - у меня их несколько) -  «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях» (которые, вопреки коммунистической легенде принадлежали вовсе не Долорес Ибаррури, а одному из депутатов испанского парламента от франкистской партии и произнесены были в ответ на вопрос о том, почему франкисты подняли мятеж в испанском Марокко в 1936 году), а примерами для подражания - Владимир Буковский и другие диссиденты, которые провели долгие сроки в советских тюрьмах и лагерях за право быть внутренне свободными; 113 защитников форта Аламо в Сан-Антонио, которые отдали свои жизни за право народа Техаса самому определять свою судьбу, за избавление от тирании мексиканского диктатора Санта-Аны (хотя сами были в подавляющем большинстве жителями других штатов, а не Техаса, у них не было ни контрактов с народом Техаса, ни собственности в этом штате); летчики Королевских ВВС Великобритании (а также Канады, Польши, Чехословакии, Австралии, Франции и других стран), отстоявшие независимость Соединенного Королевства летом 1940 года (во время исторической Битвы за Англию), когда предательско-соглашательская политика СССР и близорукий изоляционизм США оставили Великобританию один на один с чудовищной машиной Гитлера.

Необходимо, чтобы эти (и другие) примеры борьбы лучших представителей человечества за свою свободу и свободу своих стран постоянно вдохновляли ребенка и давали ему силы успешно отстаивать свои убеждения и взгляды, жить и поступать в согласии с собой и своей совестью в любых, даже самых сложных условиях, а также перед лицом даже самых суровых испытаний.

Поскольку нельзя быть по-настоящему свободным, угнетая других людей, принцип личной свободы и независимости автоматически подразумевает принцип уважения личной свободы других людей (а также неотъемлемых, международно признанных, основополагающих прав человека) и, как следствие, принцип построения отношений с другими людьми на основе взаимного уважения, равноправия, сотрудничества, компромиссов и взаимовыгодных договоренностей.

Необходимо, чтобы ребенок смог выйти из под проклятия России (как и других «традиционных» обществ), которая все еще, увы, является страной рабов и хозяев (или, в лучшем случае, слуг и господ); чтобы он смог стать свободным человеком, который смог бы строить свободные, равноправные отношения со свободными людьми вокруг себя (вне зависимости от разницы в возрасте, социальном положении и др.). ребенок должен стать не рабом и не хозяином, а свободным человеком в стране свободных людей.

Очень важно также развить в ребенке стремление поддержать и защитить слабого, беззащитного и угнетаемого, встать на защиту жизни, свободы, чести и достоинства человека, страны, общества или группы людей. Естественно, при этом необходимо адекватно оценивать суть проблемы или конфликта, степень риска (для себя и окружающих), а также свои силы и возможности чтобы не биться головой об стенку, а также избежать борьбы с ветряными мельницами или стрельбы из пушек по воробьям.

Не менее важным принципом жизни является принцип внутренней гармонии, внутреннего равновесия, избежания экстремизма в словах, мыслях и поступках или чрезмерного увлечения какой-либо стороной жизни или каким-либо занятием. Очень важно поддерживать оптимальное равновесие между отдыхом и развлечением (включая игры), работой и учебой; интеллектуальным, духовным, нравственным и физическим развитием, уединенностью и общением - со взрослыми и детьми - заботой о себе и заботой о других. Необходимо, чтобы ребенок ни в коем случае не создавал себе идолов или кумиров, чтобы ни в коем случае он поступал каким-либо образом только потому, что его кумир так поступает.

Этот принцип также предполагает правильное и рациональное питание, воспитание хорошего вкуса в одежде, музыке, литературе, фильмах, танцах, развлечениях и т.д. Кроме того, для достижения внутренней гармонии необходимо полностью и окончательно избавиться от зависти (которая является мощным «двигателем внутреннего сгорания» и, как известно, одним из семи смертных грехов). Необходимо, чтобы ребенок научился любить себя таким, какой он есть, но тем не менее, постоянно стремиться к новым вершинам, к тому, чтобы «быть завтра лучше, чем сегодня».

Следующим важным жизненным принципом должен стать принцип честности и правдивости - перед собой, людьми и Богом. Необходимо, чтобы ребенок знал, что ложь отравляет и в конце концов разрушает как внутренний мир человека, так и его взаимоотношения с окружающим миром, особенно с самыми близкими; что счастье не может быть построено на лжи, а только на правде, честности, открытости и искренности.

Поэтому, хотя умолчание, а иногда и ложь иногда необходимы во имя сохранения гармонии в своем микромире, необходимо стремить к тому, чтобы подобрать для себя таких близких людей и эгрегоры («колею»), чтобы свести умолчание и ложь к минимуму (а желательно, и вовсе к нулю). При этом необходимо всегда иметь людей в своем окружении , с которыми можно быть абсолютно, 100% откровенны по всем вопросам своей жизни. Ложь есть грех, который отягчает душу поэтому необходимо, чтобы были люди и место, которые могут «отпустить» этот грех. Необходимо также помнить, что Бог является всеведущим и всеприсутствующим (вездесущим), поэтому обмануть Его невозможно, что Он всегда знает правду (со всеми вытекающими из этого  последствиями),

Необходимо также, чтобы ребенок в своей жизни руководствовался принципами разумной скромности,  не выпячивая и не преувеличивая своих достижений (а также понимая, что они не были бы возможны без помощи Бога и людей) и разумной гордости за свои достижения, не преуменьшая собственных усилий и достижений.

Еще одним важным жизненным принципом жизни должен стать оптимизм: подкрепленное доказательствами убеждение и глубокая, основанная на вышеизложенной модели мира вера в то, что завтра будет лучше, чем сегодня (и тем более лучше, чем вчера). Очень важной составляющей данного принципа является глубокая убежденность в том, что праведная жизнь может быть обеспеченной и успешной с точки зрения общепринятых понятий карьеры, профессиональных достижений, личной свободы, хобби и материального благосостояния.

Следующим важнейшим принципом должно являться стремление жить в гармонии с собой людьми и Богом, основанной на важнейших принципах Любви и Веры (что, в общем-то, и есть счастье). Этот принцип является естественным продолжением принципа личной свободы. Для этого необходимо уважать человеческое достоинство людей вокруг себя вне зависимости от расы, национальности, пола, возраста, образования, рода занятий, годового дохода, уровня материального благосостояния, жизненного успеха (или отсутствия такового) и т.д. Нужно, чтобы ребенок знал, что все люди - прежде всего люди, и относиться к ним нужно по-человечески.

Нельзя ни позволять другим людям унижать свое человеческое достоинство, ни позволять себе унижать человеческое достоинство других, более слабых. Нужно уметь защищать как себя, так и других (особенно родных, близких и любимых), от посягательств тех, кто хочет их унизить или эксплуатировать. И никогда, ни при каких обстоятельствах, нельзя обижать слабых, зависимых людей. Нельзя ни эксплуатировать других людей (тайно или явно), ни позволять им эксплуатировать себя.

Необходимо активно стремиться к тому, чтобы понимать и чувствовать людей вокруг себя, заботиться о них, помогать им в решении их проблем. Нужно всегда помнить о том, что добро, сделанное другим людям, обязательно возвратится сторицей. Необходимо стремиться к установлению равновесных отношений с другими людьми, при которых добро и другие положительные качества равномерно перетекают от ребенка к окружающему миру и обратно. Нужно, чтобы в том микромире, в котором будет жить ребенок, было хорошо всем. Нужно, чтобы ребенок научился делиться со своими близкими всем, что у него есть - материальным и нематериальным.

Очень важно выработать в себе истинно христианское умение и желание прощать людям их неблаговидные поступки в отношении себя и других, ибо все люди небезгрешны. Не менее важно уметь прощать себя и просить прощения у других людей за свои неблаговидные поступки по отношению к ним. Нужно давать людям шанс «исправиться», загладить свою вину и впредь не совершать таких поступков, но при этом необходимо делать правильные выводы в отношении людей, чтобы защитить себя, ибо предавший однажды скорее всего предаст и в другой раз (хотя бывают и исключения).

Одновременно с умением прощать необходимо выработать в себе терпимость к недостаткам и несовершенству - своим и других людей. При этом необходимо постоянно стремиться к совершенству внутри себя, постоянно уменьшая, сглаживая и устраняя свои недостатки и ненавязчиво помогая другим людям устранять их недостатки. При этом необходимо понимать, что истинная природа человека проявляется в его делах, а не словах - люди проверяются на деле.

Необходимо научиться давать внутреннюю оценку людям и поступкам (хотя бы для себя, чтобы сохранить внутреннюю устойчивость, равновесие и способность отличать хорошее от плохого), ибо каждое слово, мысль и поступок объективно являются хорошими или плохими, черными, белыми или серыми вне зависимости от точки зрения и мировоззрения человека. Но при этом необходимо сохранять такую оценку максимально нейтральной и объективной, избегать эмоциональной окраски и тем более осуждения («не судите, да не судимы будете»).

Необходимо сосредоточиться на том, чтобы постараться понять мотивы поступков и слов того или иного человека (пусть даже неприятных и неприемлемых для ребенка) - поставить себя на место другого человека - вместо того, чтобы осуждать эти поступки (а тем более, конкретно человека). Необходимо максимально отделять поступки от человека и понимать, что при определенных обстоятельствах даже очень достойный и хороший человек может совершить недостойный поступок (все родители люди и все родители грешны).

При этом необходимо постоянно помнить, что в каждом человеке (в силу его Божественной Сущности) добро первично, а зло - вторично. Необходимо также быть искренне благодарным окружающим людям за все то хорошее, что они сделали для родителей и постоянно помнить об этом (особенно в минуты размолвок и конфликтов). Это значительно облегчает и сокращает процесс прощения людей, а также помогает предотвращать и быстро гасить конфликты. При этом важно, чтобы в своей жизни, в словах и поступках ребенок стремился к максимальной уживчивости, максимальному предотвращению конфликтов везде, где это возможно.

Еще одним важным принципом жизни и организации взаимоотношений с другими людьми должно стать стремление к сотрудничеству, к нахождению решений, выгодных для всех сторон (win-win situations), особенно в случае возникновения конфликтов. В тех же случаях, когда такие решения невозможны, необходимо научиться находить разумные компромиссы, идти на разумные уступки и добиваться ответных уступок от противоположной стороны. ребенок должен понимать, что никакие конфликты нельзя окончательно решить ни силовым путем (путем принуждения, шантажа и т.д.), ни также путем обмана и т.д., а только по доброму согласию участвующих в конфликте сторон.

Одним из важнейших условий жизни в гармонии с окружающим миром, а также проявления уважения к окружающим является воспитание, поддержание и совершенствование хороших манер, общепринятых правил поведения в обществе, которые должны стать неотъемлемой частью духовного фундамента, кодекса чести ребенка.

Необходимо также, чтобы ребенок с самого раннего детства научился ценить свое время, «чтобы не было мучительно больно» за бесцельно и бездарно прожитые годы - наиболее продуктивные, основополагающие для дальнейшей жизни годы. Нужно, чтобы ребенок «спешил делать добро» и развиваться, чтобы каждое его слово и поступок помогало ему развиваться, двигаться «вперёд и вверх», помогали ему и окружающим становиться лучше, чище, образованнее, воспитаннее, хотя бы чуточку изменяли ребенка и окружающий мир к лучшему.

Нужно, чтобы ребенок как можно быстрее осознал, что смысл жизни состоит в постоянном совершенствовании себя и окружающего мира, в творении Добра и устранении Зла во всех их проявлениях и что пустое времяпровождение (не говоря уже о разрушительном) преступны по отношению к себе, людям, Богу и окружающему миру. Нужно, чтобы ребенок как можно раньше научился планировать свое время (согласовывая эти планы с окружающими и советуясь с ними), расставлять приоритеты и четко следовать им в каждый момент времени.

Еще одним важнейшим принципом жизни ребенка должно стать уважение к закону (каким бы это ни было трудным в условиях сегодняшней России). Необходимо сделать основным принципом своего развития достижение успеха исключительно законными средствами (как бы велико ни было искушение преступить закон во имя быстрого или удобного достижения цели). Необходимо четко понимать, что (1) риски, с которыми связано нарушение закона, не могут быть оправданы никакими результатами, (2) за преступление закона все равно придется рано или поздно отвечать, если не перед людьми, то перед Богом обязательно; (3) преступление закона автоматически приводит к потере независимости, ибо дает другим людям возможность шантажа и (4) преступление закона навсегда отравляет жизнь человеку, исключая возможность обретения счастья.

Важнейшей составляющей счастья и гармонии с окружающим миром являются гармоничные отношения с Богом - Создателем и Верховным Правителем, Верховным Судией всего сущего. Нужно, чтобы ребенок четко знал (а не просто верил), что на свете существует Бог - всеблагой, вселюбящий, вездесущий, всезнающий и всемогущий. Необходимо, чтобы ребенок научился сверять свои слова, мысли и поступки с Богом, был готовым к тому, что ему придется отвечать перед Богом за все сказанное, задуманное и совершённое в этой жизни.

Из сказанного выше непосредственно следует еще один важнейший принцип  - принцип ответственности за свои поступки перед людьми и Богом - умение отвечать за свои поступки и знать, что за все свои поступки рано или поздно придется отвечать (перед людьми и/или Богом).

Нужно, чтобы ребенок научился каждый день жить так, «как будто на следующий день он должен предстать перед Всевышним» (по словам Зубра - великого русского радиобиолога Тимофеева-Ресовского); твердо знал, что его жизнь имеет будущее и имеет смысл, что он живет не зря.

Для этого необходимо, чтобы, познакомившись с основными религиями и философскими системами мира, ребенок нашел свою и только свою дорогу к Богу, построил с Ним правильные взаимоотношения, научился общаться с Ним, слушать Его, обращаться к Нему в молитве, минуя всяческих «посредников», научился либо выполнять свою Миссию на Земле, следуя Воле Божьей, либо договориться с Ним о своем особенном Пути.

Нужно, чтобы ребенок выработал достаточную духовную устойчивость, научился решительно, быстро и эффективно защищать себя, свой внутренний мир, свою душу, а, по возможности, и других людей, от посягательств всевозможных «священнослужителей» от насквозь прогнившей, коррумпированной и преступной Русской Православной Церкви до новоявленных культов типа Аум Синрикё, кришнаитов, сайентологии и прочих (включая всевозможные политические течения типа баркашевцев), стремящихся установить контроль за неокрепшими человеческими душами, заблокировать каналы взаимоотношений людей с Богом, отравить души человеческие для безжалостной их эксплуатации.

Для достижения этой устойчивости необходимо, чтобы ребенок выработал в себе способность к устойчивому самоконтролю, способность принимать решения, тщательно взвесив его последствия, уметь сопротивляться давлению окружающей среды, особенно так называемого «коллектива» (понятие, которое для меня является синонимом насилия над человеческой личностью), твердо идти по своему Пути, принимать и воплощать свои решения в соответствии со своими принципами; контролировать свои эмоции, не поддаваться своим «животным инстинктам» и искушениям, не принимать необдуманных решений; всегда помнить о том, что «ломать - не строить», разрушить свою (и чужую) жизнь можно легко, а вот «починить» - гораздо труднее.

Чаще всего в жизни можно взять тайм-аут (хотя бы на несколько минут) и спокойно обдумать ситуацию, что позволяет принять гораздо более правильные решения. Необходимо также научить ребенка всегда просчитывать последствия каждого своего шага, каждого поступка, слова, решения, всегда размышлять над каждой ситуации по схеме «возможные альтернативы-решения-последствия» (choices-decisions-consequences). При этом нужно не бояться быть «белой вороной», ибо высшая ответственность в этой жизни - все-таки не перед людьми, а перед самим собой, перед Богом и своей совестью.

Крайне важным жизненным принципом, имеющим непосредственное отношение к достижению, укреплению и сохранению личной свободы и независимости (а также к творческому созиданию) является профессиональная и общая компетентность. Когда моя мама занималась отбором специалистов для работы в своём отделе (в бытность ее разработчиком систем управления в металлургической промышленности), она задавала всем кандидатам один и тот же вопрос: «В какой области вы считаете себя специалистом и почему?».

Так как для мужчины (а в последнее время, и для женщины)  для достижения полноценного счастья необходимо успешное развитие карьеры и достижение профессионального успеха (а также уважение в глазах коллег, друзей и знакомых), нужно, чтобы ребенок как можно раньше смог определиться в своих профессиональных интересах и как можно раньше смог четко, грамотно и аргументировано ответить на этот вопрос.

Поэтому необходимо как можно раньше воспитать и постоянно развивать в ребенку умение проникать в суть вещей, «смотреть в корень» во всем, чем бы он ни занимался, будь то школьное или институтское (или) образование или хобби. Нужно, чтобы ребенок стремился к мастерству, к Знанию, к Истине, к совершенству во всем, чем бы он ни занимался в школе, институте, на работе, дома или в кружках или секциях. Необходимо дать ребенку максимально разностороннее и глубокое развитие (с оптимальным сочетанием широты и глубины познаний, навыков и умений). И очень важно воспитать в ребенку стремление воспитать одну из высших радостей на Земле - радость победы, радость достижения достойной цели.


В начало страницы