Альтернативная формула любви
На главную страницу На страницу "Рассказы и Эссе"
Я не знаю, что заставило меня «взяться за перо» и написать эту статью (или эссе, хотя дело не названии, а в сути) – ведь я не политик, не общественный деятель – а просто скромный предприниматель. Может быть, я вдруг понял, что, возможно, и я могу что-то изменить в этом мире, что и мое мнение имеет значение, что я все-таки гражданин этой великой и многострадальной страны (при всем моем весьма критическом отношении и к ней, и к ее руководству) - и тем самым имею определенные права и обязанности. Может быть, то непонятное и доселе, пожалуй, незнакомое мне чувство сопричастности к происшедшей жуткой человеческой трагедии, которое я ощутил, когда пришел с цветами к зданию «Норд-Оста», чтобы почтить память всех погибших при штурме – и заложников, и захвативших их террористов. Всех. Потому, что, если мы хотим остаться людьми, мы всегда должны помнить, что смерть любого человека – невосполнимая утрата и трагедия, вне зависимости от того, по какую сторону баррикад находился этот человек. Именно поэтому я и являюсь убежденным и абсолютным противником смертной казни – никакое преступление, даже самое ужасное, не оправдывает лишения даже самого жуткого преступника жизни. Не мы дали эту жизнь ему или ей – и не нам ее отнимать. Пожизненное заключение без права помилования в сносных условиях содержания – вот единственная высшая мера наказания, достойная современного цивилизованного общества. Но это так – лирическое отступление. Прошу понять меня правильно – я вовсе не собираюсь оправдывать действия террористов (да-да, именно террористов, а не «боевиков», не «шахидов» и уж тем более, не «борцов за свободу»). Наоборот, я считаю, что их действия заслуживают исключительно презрения, ибо только законченные трусы и негодяи захватывают мирных людей в заложники (пусть даже и во имя, вообще говоря, вполне достойной цели – установления мира в многострадальной Чечне), а уж тем более – хладнокровно убивают безоружных мужчин и женщин и издеваются над сотнями других, находящихся в их власти. Кстати, я далеко не одинок в своем мнении. Газета «Утро» сегодня (30 октября) процитировало обращение целой группы из 12 влиятельных «полевых командиров» к террористам, захватившим заложников, в котором, в частности, есть следующие строки (над которыми есть смысл задуматься – и чеченским «пропагандистам» из числа последователей Мовлади Удугова, и нашим «правозащитникам» и зарубежным «демократам», начисто отказывающимся признавать очевидное – то есть матерого волчища в овечьей шкуре) «Почему вы воюете с русскими женщинами и детьми? Что они вам сделали? Может быть, потому что у них там нет оружия? Вы поэтому убили русскую девушку? Зачем вы поймали и держите в плену иностранцев, которые хорошо относятся к нам? Кто придумал это дело? Что это может дать нашей Родине, кроме вреда? Вы потеряли право называться чеченцами. Если, конечно, вы были чеченцами. Вы отодвинули нашу победу и помогли нашим врагам. Для вас больше нет места под нашим небом.» Это, кстати, к вопросу об отношении даже воюющих с федеральными силами чеченцев к захвату заложников. Но безусловное осуждение варварского террористического акта, направленного против мирных людей (десятки которых вообще не имели никакого отношения к трагедии Чечни, так как были гражданами иностранных государств, в том числе и почти открыто поддерживавших «борцов за свободу» Чечни) не освобождает нас – всех нас хотя бы попытаться найти ответ – пусть даже только для себя – на три извечных русских вопроса – «Кто виноват?», «Что делать?» (и, разумеется, «чего не делать») и «С чего начать»?. И на еще один, пожалуй, важнейший вопрос: «Что произошло?» и «Почему?» А произошло – вопиющее преступление против человечности – как «с той», так и «с другой» стороны. Если мы – и каждый в отдельности – и страна в целом, и нарождающееся Общество, и руководство страны (пожалуй, наиболее вменяемое за более, чем сто лет) не дадим себе и друг другу честные, искренние, объективные ответы на эти вопросы и не примем необходимые меры, то я боюсь, что мы обречены двигаться по спирали все более усиливающегося насилия вниз – в огненную пропасть Апокалипсиса – ведь в следующий раз террористы могут применить и оружие массового поражения. Первый звонок уже прозвенел – был применен отравляющий газ и уже неважно, кем - и убивший более ста ни в чем не повинных людей, у каждого из которых – родные, близкие, мечты, жизнь… Мы должны остановиться и остановить друг друга – пока не поздно. Поэтому нельзя поддаваться соблазну не видеть за деревьями леса, а за симптомами – болезни, ибо для того, чтобы ужас «Норд-Оста» не повторился, должны быть устранены именно причины а не симптомы ужасной болезни, имя которой – терроризм. И терроризм «отморозков», захвативших ни в чем не повинных мужчин, женщин и детей, и терроризм государственной машины, чьи танки утюжат города и села Чечни – то есть таких же ни в чем не повинных женщин и детей; а солдаты – стреляют, не особенно разбирая, куда и в кого. Один терроризм порождает другой и так далее, и чем дальше, тем ужаснее. Поэтому остановить нужно оба – и тех и других. Как – это уже другой вопрос. Но начать нужно с того (это я уже забегаю вперед), чтобы публично признать, что в трагедии Норд-Оста (как впрочем, и практически в любом другом конфликте) виноваты обе стороны и обоим сторонам нужно сделать шаги друг к другу – чтобы наступил долгожданный мир – и в Чечне, и в Москве. А если подробнее – то причина этой трагедии в бесчеловечности – и той, и другой стороны. Можно понять отчаяние чеченских юношей, за свою недолгую жизнь не видевших ничего, кроме войны и автомата Калашникова; чеченских женщин, потерявших семьи. Понять, но не простить. Ибо есть грань, переступив которую, человек превращается в нелюдь. А они переступили ее… И еще – в смертных грехах – алчности, гордыне, гневе, лени, зависти. Алчности всех, кто греет руки на этой войне – и в Москве, и в Чечне, и в арабских странах, и на Западе. Ведь уже ни для кого не секрет, что эта ужасная война не заканчивается только потому, что она выгодна слишком многим. Выгодна высокопоставленным уголовникам, ворующим нефть, деньги и ценности, направленные на восстановление разрушенных городов и сел Чечни; проворачивающим невиданные финансовые аферы, наживающимся на наркоторговле; продажным генералам и офицерам, обильно снабжающим боевиков всем, «что душе угодно» - от совершенно секретной информации до современных вооружений; выгодна «торговцам смертью» (то есть оружием) со всего мира. Выгодна мелким бандитам и уголовникам, враз ставшим «борцами за свободу» и упивающимися своей властью над беззащитными людьми, которых они грабят, убивают, насилуют, обращают в рабов; выгодна «ястребам» в армии и спецслужбах, убежденным в собственной «сверхзначимости», боящихся Свободы и презирающим ее (и тайно мечтающим о возврате к временам «сильной руки», ГУЛАГа, «железного занавеса», бессудных расправ и неограниченной власти над бессловесными и беззащитными «массами»). Выгодна безумцам, псевдорелигиозным фанатикам, суперэгоцентристам мирового масштаба, обуреваемым ненасытной жаждой власти и паблисити и готовым одурманить и послать на верную смерть десятки, сотни юношей и девушек, мужчин и женщин – и на истребление сотен, тысяч безвинных жертв, виновных лишь в том, что они оказались «не в том месте не в то время». Выгодна жалким ничтожествам, стремящимся «урвать дивиденды» и сколотить политический капитал на боли и страданиях тысяч людей. Вот кто является истинным виновником войны в Чечне; вот на кого должен быть обращен праведный гнев и российских спецслужб, и западных политиков и общественности, и «воинов Аллаха» - ибо именно те, которым эта война выгодна, и есть истинный – и общий – враг и федеральной власти, и патриотически настроенных полевых командиров. Что же мешает и тем, и другим и третьим перестать воевать друг с другом – в прямом и переносном смыслах и сообща – быстро и решительно – расправиться с этим общим врагом и установить долгожданный мир? Те же смертные (к сожалению, в буквальном смысле слова) грехи – гордыня, гнев, лень, зависть, алчность. Гордыня, гнев и зависть террористов, у которых не хватило человечности, милосердия и мужества (а, как известно, один из важнейших качеств Аллаха в исламе – «милосердный») отказаться от абсурдных требований о немедленном выводе войск, признать свою чудовищную ошибку, попросить прощения у ни в чем не повинных людей, которым они причинили столько боли и страданий; отпустить заложников – в обмен, например, на возможность на весь мир заявить о действительно чудовищной трагедии Чечни и о причинах, которые толкнули их на столь безрассудный поступок, а также на открытый и беспристрастный суд в нейтральной стране (что было очень даже реально, ибо их действия вполне подпадали под юрисдикцию Гаагского трибунала по военным преступлениям). Именно такой выход и предлагал в своем интервью Григорий Чхартишвили (Борис Акунин) и очень жаль, что террористы его не послушали – и тем самым обрекли на гибель более сотни мужчин, женщин, детей – россиян, белорусов, европейцев, американцев… Гордыня, гнев и лень власти (и в особенности, спецслужб), упорно не желающих признавать свою ответственность за происшедшее. И не только за бездарную (если не сказать преступно-бездарную) работу МВД и ФСБ, либо «проворонивших» теракт, либо, что еще хуже, сознательно проигнорировавших информацию о готовящемся теракте (например, чтобы окончательно очернить Масхадова, получить еще один весомый аргумент в пользу «закручивания гаек» в стране, спецоперации в Панкиси, преследования чеченцев по всему миру и т.д.), но и за действительно преступные действия в Чечне, где вместо «точечной» ликвидации (а еще лучше, задержания и предания суду) действительно «непримиримых» и бандитов и решительных переговоров о мирном урегулировании со всеми вменяемыми и влиятельными силами была реализована доктрина массовых бомбежек, обстрелов и «зачисток», сопровождавшихся вакханалией убийств, грабежей, насилия и террора против мирного населения. Гордыня власти, упорно настаивающей на чисто «внутрироссийском» характере чеченской проблемы и с порога отвергающей даже робкие попытки международных политиков содействовать поиску мирного урегулирования (при том, что даже самому поверхностному наблюдателю абсолютно очевидно, что конфликт зашел уже так далеко, что без участия международных нейтральных посредников принципиально неразрешим). Гордыня, гнев и лень власти, которая с самого начала (теперь уже в этом нет никакого сомнения) отвергла саму возможность переговоров с террористами, стремления которых были очень даже достойными (в отличие от совершенно неприемлемых методов), не сумела – или не захотела – понять, почувствовать и «другую сторону», отбросить стереотипы и искать взаимоприемлемого выхода из ситуации (возникшей, в том числе, и в результате действий самой же этой власти). Лень власти, которая не смогла обеспечить каждого спецназовца, спасателя и врача максимальным набором противоядий и минимальной – не больше страницы – инструкцией по спасению отравленных заложников. Ведь теперь уже понятно, что заложников убил не газ, и не неумелые действия спецназовцев, врачей или спасателей (они-то как раз сделали все, что могли и действовали выше всяких похвал), а отсутствие четких инструкций по спасению отравившихся (точнее, отравленных). Теперь «что делать» и «с чего начать». Как известно, что, хотя в любом конфликте виноваты обе стороны, обычно больше виноват тот, кто сильнее (то есть, в данном случае, федеральное правительство России). Следовательно, именно оно (а, точнее, Владимир Путин) и должно сделать первый – и решающий шаг к примирению, публично, перед телекамерами, попросив прощения. Первый шаг к этому Путин, как это ни странно, уже сделал – его «Простите нас» навеки войдет в историю России и мира как поступок, который показал, что у нашего Президента, вопреки расхожему мнению, все-таки есть и душа, и сердце. Пусть даже и глубоко погребенные под грузом КГБшных и чиновничьих стереотипов, но все же – есть. А значит, есть и надежда. Прощения за ошибки и преступления власти – как путинской, так и ельцинской, как в первую, так и во вторую чеченские войны. За тысячи убитых, раненых, искалеченных, потерявших детей, родителей, жен, мужей; за разрушенные города и села маленькой несчастной страны, за искалеченные жизни тех, кто выжил – с той и другой стороны; за тысячи юношей и мужчин – с той и другой стороны – которых чудовищный Молох войны превратил в бездушных и безжалостных убийц, в преступников, потерявших все человеческое. За наглую и беспардонную ложь и «информационную блокаду», в которой оказалась Чечня и ее многострадальные, несчастные жители. Прощения у всех – у русских и у чеченцев, у христиан и у мусульман – у всех. Но за этим Поступком – с большой буквы, за истинным покаянием федеральной власти – должны последовать аналогичные поступки – и с другой, и с третьей стороны. Все чеченские «полевые командиры», политические и общественные деятели, жители чеченской диаспоры в России и в мире, желающие принять участие в процессе, должны принести покаяние и попросить прощения. И тоже публично, и тоже перед телекамерами. За то, что бездарно провалили великий Шанс, подаренный им в Хасавюрте – Судьбой и Всевышним и вполне земными людьми – Ельциным, Лебедем и Масхадовым. За то, что вместо свободной, демократической Республики, которая могла бы стать образцом мира и процветания для всех кавказских стран и народов позволили «отмороженным» бандитам, мошенникам и убийцам превратить Чечню в псевдошариатский беспредел, в вертеп террористов и работорговцев, криминальную «черную дыру», угрозу миру и благоденствию соседних регионов и республик России, да, в общем-то, и всему миру. За то, что допустили на свою Родину «безбашенных» религиозных фанатиков; за то, что позволили им втянуть Чечню и Чеченцев в безумную, бесчеловечную и бессмысленную войну с христианской цивилизацией, с мирными, беззащитными мужчинами, женщинами и детьми, развязать прямую агрессию против другой мусульманской республики, что в значительной степени и привело к катастрофе и ужасам второй чеченской войны. Прощения у всех – у русских и у чеченцев, у христиан и у мусульман – у всех. Прощения должна попросить и третья сторона – правительства западных стран и те «правозащитники», которые – вольно или невольно - защищали права не столько действительно страдающих мирных жителей – Чечни и России, сколько бандитов, негодяев, мошенников и работорговцев. А западные правительства – еще и за то, что столько лет закрывали глаза на кошмарные преступления в Чечне – как федеральной власти, так и местных «отморозков» и, тем самым, попустительствовали этому беспределу. И «пропуском» на мирные переговоры должно быть именно публичное покаяние, признание своих ошибок и искреннее обращение к народам России и Чечни – и только это. Ибо конфликт может быть урегулирован лишь на основе Прощения, Покаяния и Человечности. И только так. После этого первое заседание «круглого стола» или «согласительной комиссии» должно быть посвящено единственной проблеме – выявлению всех (поименно и по всему миру), кто «греет руки» на продолжении этой чудовищной войны, на боли и страданиях мирного населения. И выработки четких, решительных мер для того, чтобы остановить этих главных виновников войны – всеми доступными средствами, вплоть до уголовного преследования. Ибо пока это не будет сделано – миру не бывать. Они этого не допустят (как не допускали раньше). И только после этого договариваться о том, как жить дальше. И как восстанавливать Чечню, чтобы ни один рубль, доллар, фунт или евро не прилипли к рукам мародеров. Очевидно, что в этом процессе должны участвовать те политики, которым удалось успешно разрешить подобные конфликты в прошлом – Нельсон Мандела, Джимми Картер, англичане и североирландцы, решавшие и решившие проблему Ольстера, испанцы и французы, за плечами которых, соответственно, страна Басков и Корсика, индонезийцы (проблема Восточного Тимора) и другие. Мы все – пусть и в разной степени – виноваты в том, что произошло и происходит; мы все в одной лодке и мы все вместе должны исправлять свои ошибки – и вместе строить новую Россию и новую Чечню – в которых не будет войны и насилия, а будут Добро, Мир, Процветание и Человечность. Возможно, сейчас это
звучит фантастикой. Но кто знает, может быть, ужасная трагедия
заложников Норд-Оста наконец-то заставит нас понять, что у нас – у
русских и у чеченцев – общие враги и общие интересы и что мы можем
остановить Молоха только Прощением, Покаянием и Человечностью – но никак
не силой оружия. И только вместе.
|